Божественная литургия и Водосвятный молебен 28.01.24г. Совершил настоятель прихода храма о. Владимир Погодин.
Зач. 45. Разговор Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве.
Читается в четверг 31-ой недели по Пятидесятнице.
Разговор с богатым юношей и затем с учениками об опасности богатства в отношении спасения души у еванг. Марка изложен совершенно так же, как и у еванг. Матфея (Мф.19:16–30), с некоторыми, впрочем, особенными чертами.
Мк.10:17. Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Притек некий (подбежал некто), по Матфею, юноша (20 ст.) и пал пред Иисусом Христом на колени; в этом выражается и горячность желания юноши достигнуть своей цели – узнать, как получить вечное спасение, и также искренность уважения к Господу, как премудрому Учителю. Наследовать жизнь вечную, т. е. войти в царство небесное для вечной блаженной жизни. Блаженство на небе в единении с Богом, Источником жизни, есть истинная жизнь для человека; тогда как, наоборот, пребывание в аду, в отчуждении от Бога, есть действительно духовная смерть. (Откр.20:14). „Приятный и самый приличный вопрос предложен нашему Спасителю, замечает св. Климент Александрийский, предложен вопрос самой Жизни о жизни, Спасителю о спасении, Учителю о главном, преподаваемом им, учении“.
Мк.10:18. Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
Это значит: для чего ты величаешь Меня таким титлом, которое приличествует одному Богу, когда не признаешь Меня Богочеловеком, а – просто человеком, учителем? Господь по Своему всеведению знал это неверие юноши, потому так и сказал ему. Никто не благ, как только один Бог, т. е. благ в высшей степени; так как есть благие, добрые и из людей. „Никто не благ из людей сам по себе, замечает Блаж. Феофилакт, потому что они переменчивы, обращаются часто от добра ко злу, да и самая их доброта в сравнении с благостью Божией есть худость“. По Евангелию Матфея, Господь сказал юноше: если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Это значит, что для спасения необходимо собственное и искреннее желание человека, так как насильно и Бог никого не спасает. „Не сказал Господь: исполни заповеди, замечает митр. Филарет, поскольку ведал, что для сего не достало бы сил человеческой природы, которая от прародителей повреждена грехом; но сказал: соблюди заповеди, т. е. не теряй их из вида, имей всегда их пред очами и сообразуй с ними свои действия, сколько разумеешь и сколько можешь“.
Мк.10:19. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать (Исх.20:12–17).
Мк.10:20. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей.
Заповеди (т. е. десять заповедей Закона Божия) веси (знаешь). Заповеди закона для того и даны грешному человеку, чтобы по ним он устраивал свою жизнь и возводил себя к большому и большему нравственному совершенству, ибо кто исполняет закон, тот жив будет им (Гал.3:12). Не прелюбы сотвориши (не прелюбодействуй) – 7-ая из 10-ти заповедей; не убий, не укради – 6-ая и 8-ая; не лжесвидетельствуй – 9-ая; не обижай, т. е. не причиняй неприятности и притеснения ближнему каким бы то ни было образом; – заповедь эта заключается в 6-ой, отдельно же она выражена в книге закона Моисеева Левит (Лев.19:13), и имеет большое приложение к богатым и знатным людям: так как у таких людей более и способов, и поводов так или иначе причинять обиды другим; чти отца своего и матерь – 5-ая заповедь.
Мк.10:21. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе не достает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной, взяв крест.
Возлюби (полюбил) его (юношу). В юноше видно было искреннее и сильное искание пути к наследию царства небесного, которое ясно свидетельствовало о добрых его качествах и по которому он, хотя внешне, но строго исполнял закон Божий; а для сего последнего, конечно, требовалось с его стороны немало усилий и борьбы. За все это юноша и заслужил любовь Христову. Единого еси не докончал (одного тебе не достает), у еванг. Матфея сказано: если хочешь совершен быть. Т. е. ты исполнил 10 заповедей по-иудейски – только наружно, без полной любви к Богу и ближнему, как бы так говорил Господь; а нужно исполнять их по-христиански, – из всецелой любви к Богу и ближнему, нужно иметь такое самоотвержение и быть так свободным от всякой земной привязанности, чтобы, например, из-за небесной награды (и будешь иметь сокровище на небеси) быть готовым отказаться от имения, раздать его бедным и идти за Христом, – сделаться Его учеником (и ходи в след Мене – последуй за Мною – взяв крест.) Чит. объясн. 34 ст. 8 гл.). Этого одного тебе не достает. С другой стороны, Своими словами юноше: Если хочешь совершен быть, пойди, все, что имеешь, продай и пр. Иисус Христос призывал его к необязательной для всякого христианина, совершенной нестяжательности, – для получения высшего блаженства на небе – будешь иметь (имети имаши) сокровище на небеси. Так поступили, например, Апостолы, оставив все (28 ст.); так поступали некоторые из святых, наприм. Антоний великий и другие. Обет нестяжательности есть один из монашеских обетов. Таким образом, расточать все имение необязательно для христианина, но не иметь пристрастия и привязанности к богатству, – такого пристрастия и привязанности, которые мешают помогать, сколько возможно, нуждающимся, – есть непременная обязанность каждого христианина. „Христос Спаситель, учит святит. Филарет, указал нестяжание, как пособие совершенству, полезное для некоторых, а не как необходимое для всех. Буди совершен, сказал Бог Аврааму, и он был совершен, тогда как он бе богат зело, но к богатству непристрастен, и следовательно, хранил нестяжание в душе, обладая стяжаниями в доме. Не требовал Он добровольной нищеты и от Иосифа Аримафейского, иже и сам учися у Иисуса. Но, наоборот, Иуда думал, что не слишком непозволительно желать умножения денег, чтобы от избытка удобнее было подавать нищим, и не приметил, как совсем забыл правило апостольского нестяжания и под покровом нищелюбия воспитал свое корыстолюбие и злокорыстие: тать бе. Кто же не обязан правилом совершенного нестяжания, тот, пользуясь богатством, законно приобретенным, не забывай правила, еще псалмопевцем провозглашённого всем богатым: богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс.61:11). Напоминай себе часто, что скоро ли, долго ли, или богатство тебя оставит, или ты оставишь богатство, и потому обходись с ним, как с гостем, которого надо честно принять и честно проводить. Если же ты не умеешь, с сохранением имения сохранить твою душу; то подлинно, не лучше ли уже погубить богатство, нежели, чтобы оно тебя погубило“.
Мк.10:22. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
Что именно так, по-иудейски, по-фарисейски, исполнил заповеди юноша, что он напр., не желал ближнему своему довольства и обилия столько же, сколько самому себе, это и обнаружилось из того, что он не послушался Господа, пожалел богатства и соединенных с ним почета и власти и, хотя со смущением, по Матфею, с печалью, но отошел от Спасителя: смутившись от сего слова (дряхл быв о словеси), отошел с печалью (отъиде скорбя): ибо у него было большое имение (имея стяжания многа).