В храме будет совершаться таинство Елеосвящения. 26 марта 2013 года

Елеосвящение - это Таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных недугов и прощения ему забытых без злого умысла грехов. В народе это таинство носит название Соборования, потому что его принято совершать собором семи священников, хотя по нужде может совершить его и один иерей. В Новой скрижали на этот счет сказано: « В крайней нужде один священник, совершающий таинство Елеосвящения, совершает силою всей Церкви, которой он есть служитель и которой лице в себе представляет: ибо вся власть Церкви содержится во едином священнике».

В блюдо с пшеницею (или другим зерном) помещается сосуд с елеем, как знаком милости Божией, к которому, в подражание евангельскому милосердному самарянину и в напоминание о пролитой Христом Крови, добавляется красное вино. Вокруг сосуда ставятся в пшеницу семь свечей и семь ватных палочек. Все пришедшие на таинство держат в руках зажженные свечи. После особых молитв читается семь избранных мест из посланий апостольских и семь евангельских повествований. После каждого из них, с произнесением молитвы ко Господу - Врачу душ и телес наших, священник крестообразно помазует у больных чело, щеки, грудь, руки. В каждом действии таинства вложен свой духовный смысл. Число «семь» означает семь даров Духа Святого (Ис.11: 2-3), а одновременно напоминает о семи молитвах и поклонениях Елисея, которыми он воскресил отрока (4 Цар.4: 35), а также в подражание числу погружений Неемана в воду Иордана (4 Цар.5: 14), после чего он очистился от болезни. После седьмого чтения священник возлагает раскрытое Евангелие, словно исцеляющую руку Самого Спасителя, на головы болящих и молит Бога о прощении всех их грехов.

Соборование ведет свое начало от Св. Апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть исцелять всякую болезнь, они «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Марк. 6, 13). Подробно говорит об этом Таинстве ап. Иаков: "Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему" (Иак. 5: 14-15).

Церковь верует, что в таинстве Соборования больному человеку, согласно словам апостола Иакова, прощаются его грехи. Но это не значит, что таинство Елеосвящения может заменить таинство Исповеди. Во время Соборования прощаются забытые грехи, но не умышленно скрытые, загрязняющие душу и тем оскорбляющие Господа. Поэтому до таинства Соборования или сразу после него человеку необходимо исповедаться и покаяться во всех согрешениях.

Представая перед судом Божиим, человек желает очиститься от всех своих темных дел. Из-за этого сложилось суеверие, что собороваться можно только перед смертью или это таинство может каким-то образом ускорить ее. Страшное заблуждение! Это пережиток неправославного восприятия таинства Елеосвящения как “последнего помазания” - что совсем не соответствует Священному Писанию, потому что апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Всякий грех как зло удаляет человека от бесконечно чистого Бога, и требуется очищение и от забытых грехов. Каждому христианину нужно содержать свою душу в чистоте даже и от тех грехов, которые он не помнит или не осознает, поэтому следует регулярно приступать к этому спасительному таинству. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях - бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на Исповеди. И если мы приносим искреннее покаяние - то в таинстве Соборования получаем прощение таких не упомянутых (помимо нашей воли) на Исповеди грехов.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, каждый человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего - в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. После того, как человек пособоровался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Поскольку телесные болезни и немощи часто вызываются греховным состоянием души, то люди, приходящие с верою и искренним покаянием на таинство Соборования, часто вместе с прощением грехов получают и здравие душевное и телесное. Но нельзя ожидать после Соборования гарантированного немедленного выздоровления. Увы, иногда в сознании людей таинство Соборования превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма печальными - не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек унывает: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление - это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования отчасти сродни таинству Покаяния. Благодать в любом случае действует через освященный елей, но действие это обнаруживается, по смотрению Божию, неодинаково: одни совершенно исцеляются, другие получают облегчение, в третьих пробуждаются силы для благодушного перенесения болезни. Прощение же грехов, забытых или неосознанных, всегда даруется соборующемуся.

Так что собороваться можно не только болящим телом, но и тем, кто телесно чувствует себя хорошо - ведь души больны грехом у всех.

Время и дату Соборования можно узнать в расписании богослужений. На таинство следует принести с собой немного растительного масла и чистый платок, чтобы отирать излишки масла. Помазываются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верхняя часть груди и ладони с обоих сторон. Поэтому принято подходить к таинству в удобной одежде, которая оставляет шею открытой.