Пост - это путь к радости, путь к Пасхе. 13 марта 2013 года

Братие, постясь телесно, будем поститься и духовно: развяжем всякие союзы неправды, расторгнем препятствия к нужным изменениям, разорвем неправедные писания. Дадим алчущим хлеб, и приютим нищих и бездомных, дабы получить от Христа Бога великую милость. (Стихира в среду 1й седмицы Великого Поста). В преддверии Великого Поста на наши вопросы отвечает настоятель храма в честь преподобного Антония Великого иерей Иоанн Сорокин.


- Отец Иоанн, 18 марта начинается самый строгий церковный пост - Великий. Многим он кажется как бы неподъемной ношей, скорбным, мучительным временем, когда лишаешь себя всякой радости. Как правильно настроиться на пост?

- Нужно просто ответить на несколько вопросов. Зачем он нужен вообще, пост. Что это - экзекуция ради абстрактного самоулучшения? Тогда действительно трудно и тяжко. Но если вслушаться в постные богослужебные тексты, мы получаем совсем другой ответ на этот вопрос. Читаем в Постной Триоди: "засияла весна постная, цвет покаяния". Вот как святые воспринимали пост. Но и мы - христиане, и мы можем понять эти слова. Пост - это время напряженной работы, но работы не вхолостую, работы ради вожделенной цели. Такая работа всегда радостна, даже если и трудна. Пост - это путь к радости, путь к Пасхе.

Как часто мы живем так, как будто Победы Христа не было, как будто она ничего не значит для нас. На какое-то короткое время в воскресенье мы вспоминаем, что да, было такое событие, и все, мелкие бытовые заботы вскоре стирают это краткое напоминание. Пост обновляет эту нашу память, он дает возможность отвлечься от суеты, от приготовления пищи, от развлекательных передач - и в наступившей тишине вдруг увидеть, что мы "ушли во страну далече" - и начать возвращение к Отцу. Если помнить об этом, если не забывать, что пост - это путь к Тому, Кого мы любим - ко Христу, тогда поститься будет гораздо легче.


- Есть какие-то общие правила, как следует проводить пост?

- В пост нельзя есть животную пищу - молоко, яйца, мясо, а в Великий пост - рыбу и в некоторые дни даже растительное масло. Но меру поста каждый, посоветовавшись со священником, должен избрать сам. В пост следует усилить молитву, чаще читать Евангелие, по возможности дома читать Псалтырь. Очень полезно читать постом Ветхий Завет. На будничных службах Великого поста читаются каждый день небольшие отрывки их трех ветхозаветных книг - Бытия, пророка Исаии и Притчей Соломона. Вот их и хорошо бы прочесть за пост.

Вообще все свои дела в пост следует исполнять с особенной тщательностью - не только по отношению к Богу, но и по отношению к своим ближним. Пост - самое подходящее время для того, чтобы увидеть: рядом с нами - наши домашние, которые нуждаются в нашем внимании, в нашем тепле, в нашей помощи. Можно начать совсем с простых вещей: пусть муж начнет с того, что будет хотя бы иногда мыть посуду и выносить мусор. Пусть жена встретит пришедшего с работы мужа, поцелует его и накормит ужином. Родители - поиграют с детьми, а не будут отмахиваться от них как от назойливых мух. Так потянется ниточка добрых дел, которые согревают душу и настраивают ее на молитву. Так же мы легко увидим все свое несовершенство, все свое неумение потерпеть даже от ближних, любимых, никакой обиды, никакого укора. И это тоже будет полезным! Ведь покаянное чувство очень важно для поста. Но увидев все свое несовершенство, не будем унывать, а обратимся к Господу за помощью, - и это тоже будет постным деланием.

Ну, конечно, главное, что нужно делать постом - это приступать к таинствам исповеди и ко святому Причастию. Причем как часто следует это делать, нельзя сказать. Нужно видеть конкретного человека. А вернее, человек сам должен вглядываться в себя, следить, чтобы этот вектор движения - к Чаше - был во всей его жизни, а не только в пост. А как часто? Как можно чаще, с соответственной подготовкой.


- Можно ли начать готовиться к посту заранее?

- Да, конечно. В течении года есть постные дни - среда и пятница, и если привыкнуть их соблюдать, приступать к Великому Посту гораздо легче. Церковь же начинает готовить нас к посту "вплотную" за три недели евангельскими чтениями по воскресеньям.

Вот Вы говорите, что поститься трудно. Да, в каком-то смысле. Ведь нашему возвращению ко Христу, возвращению в Отчий дом будет мешать все силы преисподней. Они ведь видели, как мы живем, они уже облизывались, как лев рыкающий возле жертвы, они считали нас своей добычей. А мы встали и сказали: нет! Вернее, Господь нас позвал, Господь взял за руку и помог подняться и сделать первый шаг. Но даже с такой помощью это непросто. Пост - это всегда брань. Главное оружие наших противников, то, чем они надеются победить нас - гордыня. Поэтому в первой приготовительной неделе к Великому Посту в Церкви читается евангельская притча о мытаре и фарисее. Из нее мы узнаем, что главным нашим оружием в борьбе будет смирение. В песнопениях недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть высокохвальную гордыню - возношение лютое, пагубное, "великохвальное кичение" и "дмение (надмевание) мерзкое".

На Литургии второй приготовительной недели читается Евангелие о блудном сыне. И вот, тут мы вспоминаем, что питаемся отбросами, скитаемся без приюта и умираем от одиночества в то время, когда призваны жить в любви и радости в доме отца. И тут же нам подсказывается, как туда вернуться. "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче", поется на стихире. Только покаянием можно вернуть то, что было утрачено гордыней.

В третье приготовительное воскресенье читается Евангелие "О страшном Суде". И тут Господь не спрашивает, какого человек был вероисповедания, какие правила выполнял, ходил ли в церковь. Нет, Он спрашивает и праведных и неправедных: "Вы видели голодного - накормили? Вы видели холодного - ввели в дом? Вы видели голого - одели? Вы видели больного - посетили? Вы слышали о том, что вашего друга взяли в тюрьму - не постыдились вы его, посетили?" Он спрашивает о том, какой плод принесло покаяние, имело ли оно плод вообще. И это - начертание того пути, которым мы должны идти в пост.


- За неделю до начала поста нельзя вкушать мясо, но эта неделя считается как бы праздничной, на ней традиционно проходят народные гуляния?

- Между тем, это уже практически постная неделя. Она еще носит название масленой, сыропустной. Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, "дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию... мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста" - говорится в синаксаре.

В среду и пятницу сырной седмицы уже не служится Литургия и впервые читается покаянная молитва Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего". Всеми песнопениями Церковь внушает нам, что эта неделя есть уже «преддверие покаяния и предпразднство воздержания». В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания. Поэтому ходить в гости к родным и кушать блины на масленице, конечно, хорошо. Но не следует забывать о том, ради чего все это делается…

И вот - последнее воскресенье пред Великим постом. В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая. Бог, дав им все, попросил взамен принести маленькую жертву любви: не трогать плод. Последствия непослушания были ужасны. Последствия - смерть и ад после смерти для всего рода человеческого. Только прочувствовав это всем сердцем, можно ощутить ликующую радость Пасхи, радость победы над смертью и радость воссоединения Бога и человека.


- Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным. Давайте о нем поговорим поподробнее…

- Этой традиции положил начало Сам Христос словами, звучащими в Евангелии от Матфея: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

Позже в Церкви появился чин прощения. В Египте монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.


- Теперь никто не уходит в пустыню… Зачем тогда?

- Потому что входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, то есть действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.


- Как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…

- Дело в том, что прощение - это не быстрое дело. Бывает, что мы, вроде бы, все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика. Почему? Вот в чем дело: непрощение - это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая "признаков жизни". Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.

А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то "больное место" - то, из-за чего мы теряем равновесие, гневаемся - он обязательно будет на него давить. Есть обида - враг будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.

Этот шрам зарубцовывается долго - нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался. Молиться за своих обидчиков и если предоставится такая возможность, делать им что-то хорошее. Ну, хотя бы удерживаться от их злословия. Это трудно. Но надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.


- Какие особенности богослужения в Великий пост?

- Чтобы почувствовать самую суть поста, конечно, в первую очередь на протяжении этих шести недель следует как можно чаще посещать церковь. Великопостные покаянные службы не могут не тронуть даже самое холодное сердце. Многие привыкли приходить в храм по воскресеньям. Но воскресная торжественная служба мало отличается от всех прочих Литургий в течении года. На неделе в пост, чтобы подчеркнуть его покаянный характер, не совершается таинство Евхаристии, которое всегда - праздник. Чтобы не лишить верующих возможности причащаться, по средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров. Дары не освящаются в эти дни, а верующие причащаются Дарами, которые были освящены заранее, в предыдущее воскресенье.

Первые четыре вечера в храмах читается канон Андрея Критского. Это удивительный канон, он имеет очень много граней постижения. Во всей глубине своей этот Канон может быть понятен только человеку, который хорошо знает Священное Писание. Это песнопение очень долгое, огромное по объему, поэтому и называется "Великий Канон", если его читать подряд, это занимает около трех часов. Думаю, этот Канон особенно любят православные, потому что он трогает душу, берёт сердце в свои руки. Сама атмосфера храма в эти дни, в эти вечера Великого Поста, звучание этих священных слов, что-то меняет в душе человека. Доброе и светлое слово обладает особенным воздействием. И если вы еще не понимаете церковнославянского языка, всё-таки стоит приходить на великопостные службы. Там, где рассудок не вполне понимает смысла слов, там сердце чувствует главное - в Каноне Андрея Критского не просто вспоминается о грехах и поступках ветхозаветных людей, в нем после каждого такого эпизода следует понятная любому человеку молитва: "Помилуй мя, Боже!". В ней - сама суть Православия.


- Какие основные ошибки допускают постящиеся?

- Все люди разные… Кто-то грешит ленью и небрежением, делает себе ненужные поблажки, вредные для духовной жизни. Но бывает и ревность не по разуму - когда человек, вместо того, чтобы окрылять свою душу, занимается в буквальном смысле членовредительством. Нельзя строго поститься детям - они растут, им необходима молочная продукция. Освобождаются от телесного - но не от духовного - поста беременные и кормящие женщины. При некоторых болезнях, сахарном диабете, например, нельзя не есть мяса. Но тут постом, и причем более тяжелым, может стать отказ от сладкого, от развлечений, от какой-то страсти. Самая распространенная ошибка - формальное отношение к посту, как ко времени, когда просто нужно ограничить себя в пище, без всякого духовного изменения. В жизни человека ничего не меняется, он просто перестает есть мясо. Еще страшнее, когда человек вместо мяса, озлобившись от голода, начинает поедать своих близких. Тут уж лучше съесть что-то вкусное, чем кого-то обижать. Главное помнить, что смысл и цель поста - не диета, не голод, а соединение души с Богом, стяжание Духа Свята. И пища тут решает далеко не все. Нужно всегда помнить, ради чего существует этот период. Тогда будет легче понять, как себя вести.

Великий пост - время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения. Ожидания деятельного: вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста, вместе с Господом подойдем к гробнице Лазаря, вместе с Господом войдем во Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с Апостолами на Его Тайной Вечере, пройдем за Ним Крестным путем, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе… И все, что помогает этой нашей сосредоточенности - усиленная молитва, посещение храма, чтение Евангелия, добрые дела - мы должны делать. И все, что мешает - излишние развлечения, просмотр сериалов, сидение на форумах, например - отвергать.

И тогда, наконец, вместе с мироносицами мы придем к открытому Гробу и вновь, и вновь переживем радость: Его здесь нет. Христос Воскресе!

Всем нам, вступающим на нелегкое поприще поста, я от всей души желаю, чтобы на этот возглас ответило все наше сердце, все наше существо: Воистину Воскресе Христос! И тогда наш пост будет не напрасен.

Беседовала Людмила Трошанина