Дорогие братья и сестры! В исполненный радости праздник Рождества Христова сердечно поздравляю вас и желаю прославить родившегося в Вифлееме Христа Спасителя. Всемилостивый Господь рождается на земле как Человек, являя нам пример всепрощающей любви и глубочайшего смирения – и весь мир приходит поклониться лежащему в яслях Божественному Младенцу.
Люди в тишине своего сердца приносят Воплотившемуся Богу золото благой воли, фимиам усердной молитвы и смирну правых деяний. И даже если в жизни нашей не остается опоры, все кажется нетвердым и ненадежным, мы должны ясно осознавать, что Господь способен преобразить Своей благодатной силой боль, страдание и нищету нашего мира в блаженство, радость и изобилие духовных даров.
«Христос рождается, славите!» – несётся над Вселенной – весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род – вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».
В светлые рождественские дни будем помнить, что вокруг нас много немощных, больных, одиноких людей. С теми, кто нуждается в утешении, мы должны разделить тепло и радость нынешнего праздника. Каждый из нас может принести свет Вифлеемской звезды ближним и дальним – коллегам, друзьям, родственникам, соседям.
Поздравляя всех вас с Рождеством Христовым и Новолетием, молитвенно желаю неизменного пребывания в радости о Господе, Аминь.
Настоятель храма в честь святого Антония Великого
иерей Иоанн Сорокин.
Тропарь, глас 4:
Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума: / в нем бо звездам служащии, / звездою учахуся, / Тебе кланятися Солнцу правды, / и Тебе ведети с высоты Востока: //
Господи, слава Тебе.
Кондак, глас 3:
Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют: //
нас бо ради родися отроча младо, Превечный Бог.
Величание:
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Рождшагося / от Безневестныя //
и Пречистыя Девы Марии.
Рождество Господа нашего Иисуса Христа
Иконография праздника Рождества Христова.
Икона Рождества Христова, какой она сложилась за всю многовековую историю древнерусского искусства, являет собой одновременно и «образ непреходящей славы», и изображение «вольного умаления Христова». В центре композиции иконы помещаются изображения лежащей на одре Богородицы и спеленатого в яслях Младенца на черном фоне глубокой пещеры. Сверху на Рожденного нисходит луч Вифлеемской звезды, указывая на «великую благочестия тайну» - явление Бога во плоти. Над лежащим в яслях Младенцем склоняются вол и осел, по преданию, стоявшие около яслей и своим дыханием согревавшие Его. Другие элементы композиции Рождества — волхвы, пришедшие с дарами поклониться Богу, и пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, — это простые, безыскусные души. Но Господь по Своем пришествии возвысил образ пастуха, сказав о Себе: «Я есмь Пастырь добрый». Пастыри в изображениях Рождества выражают тот удивительный детский восторг, упоение чудом, на которые способны лишь «чистые сердцем» и «нищие духом».
Горнюю часть композиции венчают изображения славословящих Ангелов, число которых неуклонно росло, так что в поздних русских иконах изображается уже целое Небесное воинство, славословящее Господа. Обязательными элементами композиции являются также образы Иосифа Обручника, с которым беседует бес под видом старца в шкурах («Бурю внутрь имеяй помышлений сомнительных, целомудренный Иосиф смятеся» – Кондак 4й Акафиста Богородице), а также сцена Омовения Младенца с повитухой Саломеей и служанкой, льющей воду в купель. На более поздних иконах Рождества, принадлежащих XVII в., композиция усложняется многими дополнительными сюжетами.
Глубоко наполнены символическим содержанием на иконе образы неодушевленной природы - звезд, земли, гор и вертепа. Вифлеемская звезда, осеняющая Младенца, сама является таинственным прообразом Христа. Холмистость и неровность земной поверхности на иконе, напоминающие движение морских волн, окружающее вертеп, не пустынны, но полны тревожного и радостного движения. Вертеп, который изображается в композиции сплошной черной впадиной, словно «открытием уст земли», символизирует собой ночь и мрак этой жизни, тьму которой осветил и упразднил Господь Иисус Христос.