Русская Православная Церковь в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского вспоминает всех воинов, погибших за веру и отечество на поле брани. Димитриевская суббота была установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель.
Совершив поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь по благословению преподобного Сергия Радонежского предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского. Этот родительский день стал на Руси вселенским днем поминовения.
Преподобный Сергий благославляет великого князя Димитрия Донского на брань с татарами и дает ему иноков Пересвета и Ослябя.
Вместе с воинами, отдавшими жизнь за Христа и за други своя в Куликовской битве, мы поминаем всех прежде усопших православных христиан и наших умерших родных и близких. Все храмы полны в этот день молящимися, и мы видим, что и вера жива, и жива любовь к ближним.
Внимательная и благоговейная молитва об усопших позволяет нам осознавать краткость земного бытия, ценить каждое мгновение жизни, дарованной нам на покаяние и примирение с Богом.
Великий угодник нашего времени святитель Иоанн (Максимович) призывает: «Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним. О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим».
Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную. Как мы молимся за живых, так должны молиться и за умерших. Усопшие, хотя и отошли от нас, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими. Так, сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы».
В Родительские субботы православный человек, входя в Божий храм и принося духовные жертвы Господу, вступает в единство веры и любви с почившими от века сродниками. Молитва за усопших, милостыня и благие дела за них - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
Всякий раз, совершая Панихиду, Церковь влагает в наши уста пронизанные верой и любовью слова: «…души их во благих водворятся, и память их в род и род…»
Иерей Иоанн Сорокин, настоятель храма в честь святого Антония Великого г. Дзержинска.