Праздник Сретения Господня установлен в память встречи, или сретения, Богоматери и Богомладенца с праведным Симеоном, которому Духом Святым было обетовано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя.
Еще во время Ветхого Завета, до рождения Иисуса Христа, был установлен обычай, по которому родители на 40-й день приносили в храм своих новорожденных детей, чтобы Господь благословил и принял их, это было посвящение младенца Богу.
Когда Пресвятая Дева Мария в сопровождении праведного Иосифа пришла в Иерусалимский храм и принесла Христа, чтобы совершить над Ним законный обряд, они были встречены праведным Симеоном, который получил в церковной традиции наименование Богоприимца, и праведной Анной пророчицей. Симеон был праведен и благочестив, он прожил около 300 лет, ему было предсказано Богом, что он не умрет до тех пор, пока не увидит пришедшего на землю Христа. Взяв Богомладенца на руки, праведный Симеон произнес дивные слова, которые Святая Церковь ежедневно при закате дня повторяет за каждым богослужением:
«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». (Лк.2:29—32).
Слышавшие эти слова не могли не изумиться, видя, что к Младенцу Симеон обращается, как к старейшему, и молится Ему, как Богу. С глубокой и благодарной радостью праведный Симеон держал на своих руках Богомладенца и видел в Нем осуществление всех древних пророчеств о том, что Сам Бог снизойдёт к нам как Спаситель, примиряя нас с Богом своим Учением и своей смертью на кресте.
В празднике Сретения сливается одновременно и радость, и скорбь - тот же Симеон принёс страшную весть Божией Матери о том, что ей Самой оружие пройдёт душу.
О многом нас заставляет задуматься праздник Сретения Господня. Бог призывает нас явно или тайно, ощутимо или почти незаметно. Спасти человека без его желания Бог не то что бы не может, но не желает. «…Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Новый Завет, «Апокалипсис св. Ап. Иоанна Богослова»).
Дверь нашего сердца открывается изнутри. Это страшная свобода выбора. Знаю семью, в которой старый человек, дни которого сочтены вследствие смертельной болезни, все медлит и никак не соглашается сделать шаг навстречу Богу для спасения своей души. И ничего здесь сделать нельзя.
Никто из нас не знает, когда нас ожидает личное сретение Господа. Что за этой встречей последует - вечное блаженство, или вечное удаление от Господа и вечная мука. Что мы можем сказать в оправдание своих злых дел и своей нераскаянности?