Всенощное бдение и Божественная литургия в неделю 9-ю по Пятидесятнице 25 августа 2024 года

Неделя 9-я по Пятидесятнице. Попразднство Преображения Господня. Всенощное бдение, Литургия и Водосвятие 24-25.08.24. Службы совершил настоятель прихода храма иерей Владимир Погодин.

Ис­пы­ту­ю­щий огонь По­след­не­го дня (Про­по­ведь на апо­столь­ское чте­ние в Неде­лю 9-ю по Пя­ти­де­сят­ни­це)

Ипо­ди­а­кон Ге­ор­гий Ру­бан

До­ро­гие бра­тья и сёст­ры! На­вер­ное, са­мый бо­лез­нен­ный и жи­во­тре­пе­щу­щий во­прос, ко­то­рым че­ло­век все­гда за­да­вал­ся и бу­дет за­да­вать­ся, – это во­прос о прин­ци­пах вза­и­мо­от­но­ше­ния с Бо­гом. Че­ло­век непре­мен­но хо­чет знать, что же он дол­жен сде­лать, чтобы за­слу­жить бла­го­во­ле­ние Бо­жие и по­лу­чить спа­се­ние. Есть ли ми­ни­мум доб­рых дел, ко­то­рый обес­пе­чит ему уве­рен­ность в этом? На эту те­му мно­го ска­за­но и на­пи­са­но. Ча­ще все­го это – субъ­ек­тив­ные рас­суж­де­ния, по­та­ка­ю­щие люд­ским стра­хам и на­деж­дам. Здесь – тай­на. Но неуже­ли нет хо­тя бы на­мё­ка? О чём го­во­рит апо­стол Па­вел? Нет, та­кой на­мёк – и до­ста­точ­но яс­ный – всё же су­ще­ству­ет. В Пер­вом По­сла­нии апо­сто­ла Пав­ла к Ко­рин­фя­нам со­дер­жит­ся фраг­мент, ко­то­рый до неко­то­рой сте­пе­ни при­от­кры­ва­ет нам эту тай­ну, – это имен­но се­го­дняш­нее апо­столь­ское чте­ние. О чём же го­во­рит апо­стол, неда­ром из­бран­ный для про­по­ве­ди Са­мим Иису­сом Хри­стом, об­ра­ща­ясь и к сво­им совре­мен­ни­кам, и ко всем нам? Ведь эта про­бле­ма – веч­ная. Пе­ре­чи­та­ем этот от­ры­вок. «Бра­тья, – го­во­рит апо­стол, – мы – Бо­жии со­труд­ни­ки, а вы – Бо­жия паш­ня, Бо­жие стро­е­ние. Я, по дан­ной мне от Бо­га бла­го­да­ти, как муд­рый зод­чий, по­ло­жил фун­да­мент (ос­но­ва­ние), а дру­гой на нём над­стра­и­ва­ет. Но каж­дый пусть смот­рит, как он стро­ит. Ибо ни­кто не мо­жет по­ло­жить дру­го­го фун­да­мен­та, кро­ме уже по­ло­жен­но­го, ко­то­рый есть Иисус Хри­стос. Стро­ит ли кто на этом ос­но­ва­нии из зо­ло­та, се­реб­ра, дра­го­цен­ных кам­ней, де­ре­ва, тра­вы, трост­ни­ка, – ра­бо­та каж­до­го станет яв­ной; ведь День [всё] про­яс­нит, по­то­му что в огне от­кры­ва­ет­ся; и огонь ис­пы­та­ет ра­бо­ту каж­до­го, ка­ко­ва она есть. У ко­го де­ло, ко­то­рое он стро­ил, усто­ит, – тот по­лу­чит на­гра­ду. А у ко­го де­ло бу­дет со­жже­но, тот по­тер­пит убы­ток; сам же бу­дет спа­сён, но так же, как [про­шед­ший] сквозь огонь. Раз­ве не зна­е­те, что вы – храм Бо­жий, и Дух Бо­жий жи­вёт в вас? Ес­ли кто храм Бо­жий разо­ря­ет, ра­зо­рит то­го Бог: ибо храм Бо­жий свят, а этот храм – вы» (1Кор.3:9-17). Огонь Чи­сти­ли­ща? Дей­стви­тель­но, этот фраг­мент мож­но оза­гла­вить как «Ис­пы­ту­ю­щий огонь По­след­не­го дня». В бо­го­сло­вии су­ще­ству­ет мне­ние, что здесь – на­ча­ло за­пад­но­го уче­ния о Чи­сти­ли­ще, в ко­то­ром че­ло­век, не име­ю­щий страш­ных («смерт­ных») гре­хов, очи­ща­ет­ся, а уже по­том вос­хо­дит в Небес­ную оби­тель. (Это­му уче­нию со­от­вет­ству­ет во­сточ­ное пред­став­ле­ние о «мы­тар­ствах», без ко­то­рых нам, ви­ди­мо, не обой­тись; впро­чем, это осо­бая те­ма.) Нет, речь идет всё же о дру­гом. Вы ви­ди­те, что здесь апо­стол Па­вел упо­доб­ля­ет всех нас «хра­му» – Хра­му Бо­жию в ду­хов­ном смыс­ле – то есть Церк­ви Хри­сто­вой. В пе­ре­во­де с гре­че­ско­го сло­во Ἐκκλησία, Эк­клесиа, – ко­то­ро­му у нас со­от­вет­ству­ет сло­во «Цер­ковь», – бук­валь­но озна­ча­ет «Со­бра­ние»! И это зна­ме­на­тель­но! Апо­стол го­во­рит, что без­услов­ное Ос­но­ва­ние это­го Хра­ма, его Фун­да­мент – Сам Хри­стос. Ино­го быть не мо­жет. А да­лее – лю­ди участ­ву­ют в воз­ве­де­нии это­го Хра­ма-Церк­ви, при­чём, каж­дый стро­ит из сво­е­го ма­те­ри­а­ла. Апо­стол яв­но на­ро­чи­то со­по­став­ля­ет ве­щи несо­по­ста­ви­мые. Кто-то стро­ит из зо­ло­та, кто-то из дра­го­цен­ных кам­ней, кто-то из де­ре­ва, а кто-то и во­все из со­ло­мы. Ну и что?! Это за­ко­но­мер­но! Нет и не мо­жет быть ни­ка­ко­го пре­воз­но­ше­ния од­но­го стро­и­те­ля над дру­гим, по­то­му что в Церк­ви Бо­жи­ей доб­рые де­ла каж­до­го че­ло­ве­ка без­услов­но цен­ны и необ­хо­ди­мы. Не мо­жет же быть у всех стро­и­те­лей один и тот же «ма­те­ри­ал» для воз­ве­де­ния до­ма, об­раз­но го­во­ря? То­гда они со­об­ща уж точ­но ни­че­го не по­стро­ят! И апо­стол Па­вел яр­ко и об­раз­но об этом пи­шет. У каж­до­го из нас своё при­зва­ние и каж­до­му Бог да­ру­ет опре­де­лён­ные спо­соб­но­сти, у каж­до­го свой ма­те­ри­ал, но мы все вме­сте со­зи­да­ем Цер­ковь Бо­жию. «Де­ла­ем об­щее де­ло» Мне хо­ро­шо за­пом­нил­ся один эпи­зод сту­ден­че­ских лет в то­гда ещё Ле­нин­град­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии и Се­ми­на­рии. Во вре­мя ак­то­во­го дня (на апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва, 9 ок­тяб­ря, ка­жет­ся, 1975 го­да) наш рек­тор ар­хи­манд­рит Ки­рилл (Гун­дя­ев), ныне Свя­тей­ший Пат­ри­арх, на­граж­дал про­фес­со­ров, пре­по­да­ва­те­лей и со­труд­ни­ков Ду­хов­ных школ. В на­пут­ствен­ном сло­ве он спе­ци­аль­но под­черк­нул, что для него убор­щи­ца или ка­сте­лян­ша, вы­да­ю­щая бе­льё сту­ден­там, так же до­ро­га и без­услов­но необ­хо­ди­ма, как и за­слу­жен­ный про­фес­сор Ни­ко­лай Дмит­ри­е­вич Успен­ский, по­лу­чив­ший вы­со­кую на­гра­ду, – по­то­му что «все мы де­ла­ем од­но об­щее де­ло» (это его лю­би­мое вы­ра­же­ние). Но вер­нём­ся к Апо­столь­ско­му чте­нию. Да­лее апо­стол Па­вел го­во­рит о том, что, ес­ли у ко­го-то «де­ло, ко­то­рое он стро­ил, устоит, – тот по­лу­чит на­гра­ду». Но ведь бы­ва­ют ка­та­стро­фи­че­ские си­ту­а­ции; здесь и при­ме­ня­ет­ся это упо­доб­ле­ние ог­ню. Он го­во­рит, что у ко­го-то де­ло жиз­ни во­об­ще мо­жет сго­реть. Это страш­но, но так бы­ва­ет: че­ло­век что-то де­лал, над чем-то тру­дил­ся, тру­дил­ся, а по­том – раз, и ни­че­го не по­лу­чи­лось, ни­че­го не оста­лось; но, ес­ли че­ло­век в этом не ви­но­ват, он то­же спа­сёт­ся. Па­вел уточ­ня­ет, что он спа­сёт­ся, но так, как про­шед­ший «сквозь огонь». Это упо­доб­ле­ние по­жа­ру. Бы­ва­ет, вне­зап­но вспыхнет в до­ме че­ло­ве­ка силь­ный огонь, и он ни­че­го не успе­ва­ет спа­сти – ни иму­ще­ство, ни да­же до­ку­мен­ты. Лишь бы се­мью и се­бя спа­сти, и это са­мое глав­ное. Вот так же ис­пы­ту­ю­щий огонь По­след­не­го дня. Он за­ста­вит че­ло­ве­ка об­на­жить­ся, и бу­дет вид­но, кто что сде­лал. Но да­же об­го­рев­ший и со­всем на­гой – не го­во­ря уж о при­бы­ли! – че­ло­век не бу­дет от­верг­нут ми­ло­серд­ным Бо­гом. И толь­ко лишь в од­ном слу­чае че­ло­век не мо­жет на­де­ять­ся на ми­лость Бо­жию, – в том слу­чае, ес­ли он со­зна­тель­но про­ти­вит­ся Церк­ви и пы­та­ет­ся «ра­зо­рить» этот храм Бо­жий, – как об­раз­но го­во­рит апо­стол Па­вел. В этом слу­чае Сам Бог его «ра­зо­рит», по­то­му что с Бо­гом во­е­вать нель­зя: Он хра­нит Цер­ковь, и да­же «вра­та адо­вы» не смо­гут её одо­леть. Страш­но ли бу­ду­щее? Та­ким об­ра­зом, из слов апо­сто­ла Пав­ла (а это Свя­щен­ное Пи­са­ние!) сле­ду­ет, что нам да­но всё необ­хо­ди­мое для спа­се­ния, и бо­ять­ся нам нече­го. У каж­до­го из нас есть свой ма­те­ри­ал цер­ков­но­го стро­и­тель­ства, и мы про­сто долж­ны чест­но стро­ить из это­го ма­те­ри­а­ла, не опа­са­ясь за своё хри­сти­ан­ское бу­ду­щее. Не дай Бог, ес­ли кто-то по­тер­пит страш­ный урон, и всё сго­рит. Но та­кое слу­ча­ет­ся ред­ко. Уж хоть что-то доб­рое по­сле нас оста­нет­ся, и то­гда мы по­лу­чим на­гра­ду! Об этом ве­ли­чай­шем снис­хож­де­нии Бо­жи­ем к на­шим сла­бо­стям и од­новре­мен­но об уве­рен­но­сти в сво­их си­лах – о том, что нам нече­го бо­ять­ся, ес­ли мы вер­ны Бо­гу, Его Церк­ви и чест­но тру­дим­ся на ни­ве Бо­жи­ей – и го­во­рит нам се­го­дня свя­той апо­стол Па­вел. Аминь!